Диагностика и лечение тазовых болей

Хроническая тазовая боль является распространенной проблемой, которая лежит на стыке урологии, гинекологии, проктологии и неврологии. В каждой из этих областей медицины есть состояния, которые могут проявляться болью в области промежности, половых органов и прямой кишки. Пациенты с тазовой болью неврологической природы зачастую проводят длительное и часто безуспешное лечение по поводу других заболеваний.

Неврологические причины хронической тазовой боли:

• невралгия полового нерва (при синдроме грушевидной мышцы, при компрессии в канале Алкока или под крестцово-остистой связкой);
  • невралгия бедренно-полового и подвздошно-подчревного нерва (при осложнениях после хирургического лечения, травмах, иногда спонтанно);
  • герпетическая инфекция;
  • травмы паховой области при некоторых видах спорта и физической активности;
  • нарушения работы мышц тазового дна у людей с преимущественно сидячим образом жизни, а также у женщин после естественных родов.

Типичные проявления хронической тазовой боли, связанной с нарушением работы нервной и мышечной системы:

• боль в промежности, усиливающаяся в положении сидя и уменьшающаяся при движении;
  • жжение и измененная кожная чувствительность в области половых органов и заднего прохода;
  • изменение частоты мочеиспускания и дефекации, сопутствующие им неприятные ощущения в области уретры и прямой кишки;
  • неприятные ощущения по время полового акта и импотенция.

Несмотря на достаточную распространенность подобных симптомов, пациенты нередко сталкиваются с затруднениями в поиске специалистов, профессионально занимающихся лечением тазовых болей.

Лечение в REACLINIC

На основе собственного  многолетнего  клинического  опыта  и  взаимодействия с ведущими мировыми  центрами,  специалистами REACLINIC разработана и  применяется  программа  по диагностике и лечению хронической тазовой боли, связанной с нарушением работы нервной и мышечной системы.

Диагностика заболевания строится на анализе следующих данных:

• жалобы, клинические симптомы и динамика их развития;
  • клинический осмотр с проведением специальных тестов и проб;
  • электрофизиологическая оценка нервно-мышечного аппарата — исследование бульбокавернозного рефлекса и вызванных потенциалов;
  • МРТ органов малого таза;
  • лабораторные показатели;
  • результаты урологического, проктологического и гинекологического обследования.

Электрофизиологическое обследование при хронической тазовой боли является важнейшим после клинического осмотра источником информации, используемой для выбора тактики ведения пациента. При исследовании бульбокавернозного рефлекса мы можем объективно оценить состояние проводящих путей полового нерва, а при исследовании вызванных потенциалов – состояние проводящих путей центральной нервной системы.

При лечении невропатии полового нерва мы применяем:

• медикаментозные блокады;
  • физическую реабилитацию;
  • аппаратную физиотерапию;
  • медикаментозное лечение.

Помимо медикаментозной терапии, подбор которой  всегда строго индивидуален и зависит от ситуации, мы используем:

— Аппаратную  физиотерапию в виде чрескожной  электронейростимуляции и магнитной  стимуляции. Иногда мы рекомендуем использование электростимулятора на дому. В таком случае невролог дает рекомендации по выбору прибора и проводит подробное обучение его использованию.

— Лечебно-медикаментозные  блокады, в случае если тазовая боль вызвана именно невропатией одного из нервов, участвующих в иннервации промежности и мышц тазового дна. Данный метод показал свою высокую эффективность в клинической практике и множестве научных работ по изучению лечения тазовой боли. При блокаде осуществляется введение лекарственных препаратов в непосредственной близости от патологического процесса, в качестве медикаментов могут использоваться местные анестетики продленного действия и противовоспалительные препараты. Такая процедура в нашей клинике выполняется  исключительно под контролем УЗИ и нейростимуляции, что позволяет провести ее максимально эффективно и безопасно.

— Благодаря наличию собственной хирургической базы, при необходимости пациент с хронической тазовой болью может быть проконсультирован ведущими нейрохирургами, специализирующимися на оперативном лечении невропатий.

— Лечение хронической тазовой боли невозможно без модификации работы мышц тазового дна. Малоподвижный образ жизни, характерный для жителей города, вносит значительные отклонения в работу этих мышц, что может проявляться как их слабостью, так и избыточным напряжением. Такие отклонения иногда являются первичным источником боли, а при наличии других причин значительно усугубляют ситуацию. Именно поэтому мы ставим физическую реабилитацию на одно из первых по важности мест в лечение хронической тазовой боли. Занятия проходят в специально подготовленном зале только индивидуально, под руководством врача-реабилитолога. Цель физической реабилитации — не только справиться с текущей проблемой, но и объяснить, как работают мышцы тазового дна, и научить использовать их правильно.

Первичные консультации, ведение пациентов с хронической тазовой болью, электрофизиологическую диагностику и проведение лечебно-медикаментозных блокад под контролем УЗИ и электростимуляции проводит Киселев Василий Николаевич, невролог-нейрофизиолог-алголог, специализирующийся на диагностике и лечении нервно-мышечных заболеваний.

Занятия по физической реабилитации пациентов с тазовыми болями проводит  невролог-реабилитолог Сударкин Денис Михайлович и другие специалисты направления «реабилитация».

Записывайтесь на прием к нашим специалистам по номеру +7 (812) 385-58-09 или на нашем сайте

Неврологические причины хронической тазовой боли:

• герпетическая инфекция;
  • травмы паховой области при некоторых видах спорта и физической активности;

• неприятные ощущения по время полового акта и импотенция.

Лечение в REACLINIC

Диагностика заболевания строится на анализе следующих данных:

• жалобы, клинические симптомы и динамика их развития;
  • клинический осмотр с проведением специальных тестов и проб;
  • МРТ органов малого таза;
  • лабораторные показатели;

При лечении невропатии полового нерва мы применяем:

• медикаментозные блокады;
  • физическую реабилитацию;